Фаянсовый завод в Саракташ Чкаловской области был для меня открытием. Благодаря новому экспонату редкой тарелки в коллекцию ресторанной посуды я узнала удивительные подробности…

Музей ресторанной посуды это не просто собрание тарелок на полках. Это изучение истории фарфоровых заводов, давно прекративших своё существование, но оставивших наследство. Поэтому, когда я увидела на барахолке симпатичную тарелку, то сразу подумала, что она стоит свой $1. И ещё бы! Я получила вместе с тарелкой удивительные знания.

Так, клеймо рассказало, что в СССР существовала Чкаловская область (знали?), а в области — фаянсовый завод в Саракташ. Ок, завод вывезен в эвакуацию в пгт. Саракташ и название ему — Новгородский фаянсовый завод «Красный фарфорист». В соответствии с приказом партии, решено построить новый завод и начать выпуск продукции, как можно быстрее. Срок отводился с августа 1942 г. по декабрь 1942 г. В декабре производство должно давать на гора 500 тысяч глубоких тарелок и кружек. Да, всего два наименования: суповая тарелка для первых и вторых блюд, и кружка для компота.

История фаянсового завода в Чкаловской области

Не буду ходить вокруг да около. Завод запустился в 1944 году. И, цитирую: «К началу 1944 года на Саракташском фаянсовом заводе были построены главный производственный корпус, контора, конюшня, свинарник, склады для хранения горючего, дров, сена, овощехранилише, кухня-столовая. Все помещения были выполнены из самана, шлака, бутового камня и дерева. К февралю построили обжиговую печь». Источник «Чкаловская Коммуна», 07.01.1944 г.

Да и дальше нельзя обойтись без первоисточника. «Предприятие работало дровах БАССР и торфе Саракташского района», «водоснабжение для питьевых и противопожарных целей обеспечивалось колодцем», сортировка, дробление и отсев поступающего сырья производились вручную, а «15 процентов списочного состава работников составляли возчики и конюхи, которые на быках, впряженных в подводы, возили со склада в сушильную камеру и обратно полукружки и тарелки». Когда читаешь такое, то сразу представляется артель в районе Гжели примерно в 19 веке. Тогда тоже топили печи торфом и возили продукцию на телегах.

Ну и продукция была соответствующего качества. Снова воспоминания очевидцев: «Бокалы и тарелки на фаянсовом заводе выходили кривоватыми и сероватыми, но по тем временам казались нам классными», делится впечатлениями местная жительница Р. Бурмистрова.

И вот у меня в руках та самая тарелка. Качество, конечно, оставляет желать лучшего. Но милый рисунок сделан вручную и добавляет нежности низкопробной продукции. Да и сама тарелка выглядит лучше многих других, сделанных в годы индустриализации и перестройки. Вот такой новый раритет пополняет коллекцию Музея ресторанной посуды. Вместе с большим приветом из Чкаловской области*, ныне Оренбургской.

* Чкаловская область (декабрь 1938 — декабрь 1957 гг.) в честь В. Чкалова, который там никогда и не был.

С любовью к историческим артефактам,

Хелена К.