Даже когда всё рухнет, фарфор останется. Книги сгорят, золото расплавится, стекло превратится в крошку, а чашку или тарелку бережно достанут из пепла, отряхнут и передадут из рук в руки. И доказательство тому витрины музеев и полки частных коллекций, которые бережно хранят драгоценные предметы фарфорового искусства. Например те, которые были добыты в ходе раскопок в Помпеях и Геркулануме в середине 1700-х годов. Из-под завалов достали скульптуры, вазы, предметы сервировки и мастеров пленила четкость контуров и сохранность керамики.
Или же, кто сейчас вспомнит о заводе Старцева, расположенного в Приморье? Купец первой гильдии, китаевед, успешный предприниматель Алексей Дмитриевич Старцев в 1891 году основал на острове Путятин имение, которое включало в себя различные мастерские и фарфоровый завод. Какими путями купец обнаружил залежи каолина на острове неизвестно, но сырье оказалось высочайшего качества. Каолин по всем признакам походил на китайский и был в разы лучше японского. Объединив качественный исходный материал, строителей, оборудование и японских керамистов, купец начал своё собственное производство посуды. Но неудачно. Японская глазурь совершенно не держалась на русской глине и предприниматель придумал свою особенную глазурь, известную знатокам как «путятинская».
Конечно, близость Китая диктовала свой стиль в дизайне, но качество продукции было настолько высоко, что китайцы испугались конкуренции и запретили ввоз изделий на свою территорию. Но потеря такого огромного рынка не расстроила Старцева и он переключился на новые регионы сбыта. Однако, в 1900 году сердечный приступ прервал путь мецената и промышленника. Увы, наследники решили заниматься своими делами и закрыли завод.
Фарфоровый завод Старцева просуществовал всего девять лет, а его продукция считается большой редкостью, образцы которой есть в музее Владивостока.
Фото иллюстративное, из сети Интернет. К продукции завода Старцева отношения не имеет.