В производстве фарфора был свой «Период украшательства», когда изнанка тарелки значила не меньше, чем лицо. И временной отрезок пришелся на 1940-1946 годы, когда, казалось бы не до фарфоровых тарелок и изысков.
Однако, тарелки, которые я держу в руках, изумительны. Необыкновенная лёгкость фарфора, по которой и не скажешь, что это фаянсовая посуда; края украшены рельефной выработкой и аккуратными синими полосками. Без сомнений, это лучшие образцы завода в Конаково, который в последующие годы производил унылую посуду, совершенно не напоминающую великое наследие Ауэрбаха и Кузнецова.
А что сейчас? Продукция из советского фаянса не выдержала конкуренции с европейским качественным фарфором, а любители недорогой посуды предпочли тарелки низкопробного китайского производства, которыми оказались забиты полки магазинов. От такой безысходности Конаковский фаянсовый завод объявил себя банкротом в 2006 году, а группа энтузиастов, сохранив за собой права на предметы дореволюционной роскоши, производит копии некогда легендарных форм.
Поэтому начинающему коллекционеру важно быть предельно внимательным, покупая работы Кузнецова. Ведь можно легко ошибиться и приобрести новодел.
На фото: мелкая и глубокая тарелка фаянсового завода ЗиК в Конаково. Марка «Главфарфорфаянс» введена по распоряжению Главного Управления фарфорофаянсовой промышленности. Наносилась резиновым штампом. Ставилась до 1946 года.
P.S. Это моё личное потрясение. Такая посуда в то время.
С любовью к исторической посуде,
Хелена К.